На главную!

Обобщение педагогического опыта

Творческий проект «Добрые чувства родом из детства»

Условия становления опыта

Наблюдая за детьми, за их поведением всегда настораживает грубость, агрессия со стороны отдельных детей, безразличие к бедам и болям других детей.

Особенно много конфликтов возникает в период адаптации детей к детскому саду. Дети кусаются, щипаются, могут ударить сверстника любым предметом, находящимся в руке (игрушка, кубик, савок и пр.).

Видимо, такие дети не приобрели в своей семье опыт доброжелательного отношения к другим людям, в том числе и к своим сверстникам. Или, что ещё хуже, получили от родителей установку на агрессию («Не давай игрушку!», «И ты стукни!», «Дай сдачу!» и пр.).

Поэтому педагоги дошкольного образования должны построить воспитательный процесс с детьми раннего и младшего дошкольного возраста так, чтобы как можно быстрее избежать конфликтов среди детей, создать в группе обстановку эмоционально-психологического комфорта, душевного спокойствия.

Во «главу угла» я поставила работу с родителями, так как понимала, что без союза с родителями вряд ли можно рассчитывать на успех, ведь только согласованные воспитательные воздействия приводят к положительному результату. Поэтому я в первую очередь старалась установить контакт с каждым из родителей.

Вместе с родителями был продуман стиль жизни в группе: нормы, правила, традиции.

Правила:

1. НЕЛЬЗЯ обижать (бить) других детей!

2. НЕЛЬЗЯ отнимать игрушки!

3. НЕЛЬЗЯ ломать постройки других детей без их разрешения!

4. НЕНАДО забывать «волшебные слова»!

Традиции:

1. Ежедневное чтение и пение колыбельных песенок.

2. Беседы на нравственные темы (1 раз в неделю).

3. Дидактические, музыкальные и хороводные игры (ежедневно).

4. Чаепитие (1 раз в неделю).

5. Праздники (1 раз в месяц):

« Конфетных фантиков»,

«Мыльных пузырей»,

«Бантиков», «Цветов»,

«Воздушных шаров»,

«Озорные пальчики» и т.п.

6. Приобщение родителей к благотворительным акциям;

«Папа, посади дерево!»

«Мамы сшили нам игрушки!»

«Накормите птиц зимою!»

Затем, был разработан цикл занятий познавательного характера и по изо - деятельности, где кроме основных задач перед детьми ставятся задачи, требующие от них проявления заботы, внимания, защиты, помощи каким-либо игровым персонажам (куклам или матрёшкам, зайцам или медвежатам, Золушке и пр.).

Введение

Актуальность

Назначение

Разработчик

Цель

Задачи

Создание проектных мероприятий

Механизм реализации проекта

Ожидаемые результаты

Этапы проекта

Заключение

1. Введение

И щедрость сердца и душевная чёрствость одинаково берут своё начало из детства. В.А.Сухомлинский писал: «…добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин».

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, это – период наиболее интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детские годы уже не восполнить взрослому человеку.

Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства они распространили не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными.

Если в семье отношения строятся на любви, взаимопонимании, уважении, доверии, заботе друг о друге, если взрослые относятся не только к близким, но и к незнакомым людям доброжелательно, с сочувствием, то растущий маленький человек приобретёт опыт добрых, гуманных отношений. Необходимым условием при этом является посильное участие ребёнка в полезных делах.

Задача воспитателя детского сада через беседу, художественную литературу, через сказку и игру – научить растущего человека понимать беду своего товарища, проявлять заботу, внимание, защитить в случае необходимости; научить относиться к другому как к самому себе, понимать, что ему может быть больно и неприятно, когда его обижают; уметь прощать нечаянно причинённую боль, извиняться, если виноват, считаться с желаниями и интересами товарищей; воспитывать умение играть вместе, делиться игрушкой. Содержание

2. Актуальность

2008 год объявлен Указом президента Чувашской Республики Н.В. Фёдоровым Годом добрых дел.

К сожалению далеко не все дети ощущают материнскую или отцовскую заботу и любовь. Изменились мы и наши души, изменилась семья, её критерии ценностей. В семьях поселилась грубость, жестокость, какой-то командный, агрессивный стиль взаимоотношений с собственными детьми, появился синдром опасного обращения с детьми.

Мы видим, как в наши дни девушки и женщины, забыв о своём главном – женском, материнском начале, курят и пьют водку, «выясняют отношения» в жестоких драках. Видим, как много мужчин, уходящих из семьи, уклоняющихся от роли отца. Не потому ли безотцовщина озлобляет мальчишек, превращает их в разрушителей. И. как следствие, пополняются ряды хулиганов, алкоголиков и наркоманов.

Всё это – следствие не только тяжёлых социальных и экономических бед, но и следствие дефицита в обществе культуры, нравственности, духовности.

А ведь основы и корни нравственности, гуманности и доброты, здоровья и т.п. формируются, прежде всего, в семье, где ребёнок начинает ощущать себя личностью. И от того, кто рядом с ним, что поразило детское воображение, что, запало в его душу и разум, зависит, каким человеком он вырастит, и какую семью в будущем создаст.Содержание

3. Назначение

Проект адресован воспитателям, родителям – всем, кто стремиться вырастить доброжелательных, счастливых детей.Содержание

4. Разработчик

Воспитатель Макарова Галина Сергеевна.Содержание

5. Цель

Закладывать основы толерантного отношения детей к взрослым и друг к другу.

Содержание

6. Задачи

1.Помочь родителям поддерживать с детьми тёплые, душевные отношения, разъяснять необходимость проявлять неподдельный интерес к проблемам детей, и необходимость их участия в детских играх.

2.Воспитывать стремление проявлять заботу друг о друге, о пожилых людях, о братьях наших меньших. Побуждать детей откликаться на чужую боль, жалеть сверстника, утешать его. Показывать пример познавательного и бережного отношения к окружающей действительности.

3.Закладывать традиции хороших коллективных взаимоотношений (быть приветливыми, внимательными, говорить вежливо и спокойно, обращаться на Вы к взрослым и по имени и отчеству). Учить соблюдать правила этикета, готовности исправлять свои ошибки, просить прощения и стараться поступать правильно.

4.Способствовать духовному развитию детей через книги, рассказы и сказки. Способствовать зарождению у них интереса к художественному слову. Воспитывать бережное отношение к книге.Содержание

7. Создание проектных мероприятий

Задачи

Мероприятия

Исполнители

Срок

Результат

1.

1. Тест для родителей о стиле воспитания ребенка в семье

2. Родительское собрание на тему: «Как наше слово отзовется»

3. Консультации:

«О семейных обязанностях и гуманных отношениях»;

«Игрушка – не просто забава»;

«Играйте вместе с детьми» и др.

4.«Справочное бюро» родительского уголка» (статьи и памятки):

- «Мой дом – моя крепость» - для каждого члена семьи, а не для избранных её членов;

- Игрушки – океан детских желаний;

- Не поскупитесь на одобрение;

- если хотите, чтобы ребёнок рос счастливым…;

- О доброжелательности;

- Надо ли учить ребёнка «давать сдачи», если его обижают? и пр.

5. Праздники: «8 Марта», «День именинника», «День сказки».

Макарова Г.С.

 

 Макарова Г.С.

 

 Макарова Г.С.

 

 

 

 

 

Макарова Г.С.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Родительский комитет

январь

 

 февраль

 

 март

-

 

 

 

 

ноябрь

 

 

 

 

 

 

1 раз в

квартал

 

Информированность родителей по формированию толерантного поведения ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Активное участие родителей в праздниках.

2.

1. Тестирование детей.

2. Рассказы, беседы о правилах, беседы с игрушками, игры-инсце­ни­ровки «Об уступчивости»

3. Рассматривание сюжетных картин: «Зимой на прогулке», «Дети играют в кубики», «Спасаем мяч»…

4. Д/и «Кукла заболела» (мишка, зайка…).

5. Занятия (по изодеятельности и познават. характера) с игровой мотивацией – оказания помощи игровым персонажам.

6. Благотворительные акции:

-«Накормите птиц зимою»,

-«Посади дерево»,

-«Подари д/с книжку-самоделку» (игрушку).

7. Фотовыставки: «Бабушка рядышком с дедушкой…», «Папы и дедушки – наши защитники», «Деды и прадеды – участники ВОВ».

8. Выставки рисунков: «Моя милая мама», «Пусть всегда будет Солнце…» и др.

Макарова Г.С.

Макарова Г.С.

 

 

 

Макарова Г.С.

  


Макарова Г.С.

 

Макарова Г.С.,

Петрова Н.И.

 

Родительский

комитет

 

 

 

 

Воспитатели и

родители

 

 

Макарова Г.С.

январь

каждый день

 

 

1 раз в

месяц

 

1 раз в

неделю

2-3 раза

в неделю

 

1 раз в

квартал

 

 

 

 

февраль,

март,

май

 

март,

июнь

Систематизация работы по воспитанию у детей толерантного отношения к окружающему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие родителей и детей в благотворительных акциях.

 

 

 

Участие всех членов семьи в создании фотовыставок.

3.

1.Д/и «В гости к нам пришли матрёшки», «У меня зазвонил телефон», «Поздоровайтесь (попрощайтесь) с Мишкой…», «Научим Петрушку волшебным словам» и т.д.

2.Занятия по развитию речи, познавательного характера: «Про девочку Машу», «Добрый вечер, мамочка», «Доброе слово и кошке приятно»

3.Беседы: «Поведение в игре», «О честности и лжи», «О хороших и плохих поступках». «Мамины помощники», «Каким я хочу быть»

4. С/р игры: «Моя семья», «Магазин», «Поездка на машине»

5. Хороводные игры: «Кто у нас хороший?»…

Макарова Г.С.,

Петрова Н.И.

 

 

 

Макарова Г.С.

 

 

 

Макарова Г.С.

Петрова Н.И.

 


Макарова Г.С.
 

Муз. руководитель

1 раз в неделю

 

 

 

 

1 раз в

месяц

 

1 раз в неделю

 

 

1 раз в неделю


2 раза в месяц

Будет приобретен опыт толерантных отношений друг с другом и с другими людьми.

4.

1.Чтение и рассказывание сказок народов мира: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» (русские); «Пых» (белорусская); «Три брата» (хакасская); «У солнышка в гостях» (словацкая); «Два жадных медвежонка» (венгерская) и др. «Три поросенка» (англ.)

2.Чтение произведений русских, чувашских и зарубежных писателей:

- Л.Толстой «Рассказы для маленьких»;

-С.Чёрный «Жеребёнок»;

- В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

- К.И.Чуковский Мойдодыр», «Айболит» и др.;

- Е.Чарушин «Медведица и медвежата», «Ёж», «Волчишко» и др.;

- В.Сутеев «Цыплёнок и утёнок»,«Три котёнка»;

- Т. Александрова «Хрюшка и чушка»;

- Н.Носов «Незнайка и его друзья»:

- Э.Мошковская «Пусть он сидит»;

- С.Козлов «Дружба»;

- М.Зощенко «Умная птичка»;

- Н.Павлова «На машине»;

- Л.Славина «Таня и братик»;

- Г.Балл «Новичок на прогулке», «Желтячок»;

- Ч.Янчарский «Приключения Мишки Ушастика» (главы);

- А.Толстой «Приключения Буратино»;

- Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» и др.

Макарова Г.С.

Петрова Н.И.

 

 

 

 

 


Макарова Г.С.,

Петрова Н.И.

каждый день

 

 

 

 

 

 

каждый

день

Зарождение устойчивого интереса у детей к доброй сказ­ке, к художественному слову.

Содержание

8. Механизм реализации проекта

1.Беседы

2.Чтение художественной литературы

3.Рассказывание сказок

4.Занятия

5.Игры

6.Консультации для родителей

7.Педагогический контроль Содержание

9. Ожидаемые результаты

Я думаю, что в результате эксперимента, в группе будут заложены основы хороших коллективных взаимоотношений, дети будут проявлять заботу друг о друге, бережно относиться к окружающему. Очень надеюсь на то, что исчезнет агрессия со стороны отдельных детей, которая в настоящее время имеет место. Содержание

10. Этапы проекта

1).Подготовительный - январь - февраль 2008г.

2).Основной - февраль - ноябрь 2008г.

3).Заключительный - декабрь 2008г. Содержание

11. Заключение

Наблюдая за детьми изо дня в день, мы с радостью замечали, что постепенно дети стали усваивать определённые нормы и правила поведения.

Дети очень изменились. Они живо откликаются на чужую боль, жалеют, гладя по головке, обнимая другого ребёнка. Приносят из дома не одну игрушку, а несколько (2 -3 машины и пр.), чтобы дать эти игрушки своим друзьям. Играют вместе.

Случаи, когда дети отнимают игрушки у других детей, стали редкостью. Дети стараются быть вежливыми, спрашивают разрешение у сверстников: «Женя, дай мне, пожалуйста, поиграть твою машину», «Я поиграю и отдам!», «Я буду аккуратно играть, я не сломаю игрушку».

Очень нравятся детям праздники, на которые мы приглашаем родителей и готовим для них угощения или подарки.

Но всё же есть ещё проблемы. Так как не все дети готовы сразу отдать в другие руки свою игрушку. А другие дети, в свою очередь, не понимают, почему они не могут сразу взять то, что им очень хочется взять.

Анализ результатов наблюдений подтверждает необходимость продолжения целенаправленной работы по воспитанию у детей доброжелательного отношения к другим людям. Нужно обязательно научить детей быть терпимыми по отношению к своим сверстникам, прощать нечаянно причинённую боль, считаться с желаниями других детей и взрослых. Для этого нужно организовывать как можно больше разнообразных видов деятельности. Содержание

Hosted by uCoz