Обобщение педагогического опыта Творческий проект «Добрые чувства родом из детства» Условия становления опыта Наблюдая за детьми, за их поведением всегда настораживает грубость, агрессия со стороны отдельных детей, безразличие к бедам и болям других детей. Особенно много конфликтов возникает в период адаптации детей к детскому саду. Дети кусаются, щипаются, могут ударить сверстника любым предметом, находящимся в руке (игрушка, кубик, савок и пр.). Видимо, такие дети не приобрели в своей семье опыт доброжелательного отношения к другим людям, в том числе и к своим сверстникам. Или, что ещё хуже, получили от родителей установку на агрессию («Не давай игрушку!», «И ты стукни!», «Дай сдачу!» и пр.). Поэтому педагоги дошкольного образования должны построить воспитательный процесс с детьми раннего и младшего дошкольного возраста так, чтобы как можно быстрее избежать конфликтов среди детей, создать в группе обстановку эмоционально-психологического комфорта, душевного спокойствия. Во «главу угла» я поставила работу с родителями, так как понимала, что без союза с родителями вряд ли можно рассчитывать на успех, ведь только согласованные воспитательные воздействия приводят к положительному результату. Поэтому я в первую очередь старалась установить контакт с каждым из родителей. Вместе с родителями был продуман стиль жизни в группе: нормы, правила, традиции. Правила: 1. НЕЛЬЗЯ обижать (бить) других детей! 2. НЕЛЬЗЯ отнимать игрушки! 3. НЕЛЬЗЯ ломать постройки других детей без их разрешения! 4. НЕНАДО забывать «волшебные слова»! Традиции: 1. Ежедневное чтение и пение колыбельных песенок. 2. Беседы на нравственные темы (1 раз в неделю). 3. Дидактические, музыкальные и хороводные игры (ежедневно). 4. Чаепитие (1 раз в неделю). 5. Праздники (1 раз в месяц): « Конфетных фантиков», «Мыльных пузырей», «Бантиков», «Цветов», «Воздушных шаров», «Озорные пальчики» и т.п. 6. Приобщение родителей к благотворительным акциям; «Папа, посади дерево!» «Мамы сшили нам игрушки!» «Накормите птиц зимою!» Затем, был разработан цикл занятий познавательного характера и по изо - деятельности, где кроме основных задач перед детьми ставятся задачи, требующие от них проявления заботы, внимания, защиты, помощи каким-либо игровым персонажам (куклам или матрёшкам, зайцам или медвежатам, Золушке и пр.). Создание проектных мероприятий И щедрость сердца и душевная чёрствость одинаково берут своё начало из детства. В.А.Сухомлинский писал: «…добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин». Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, это – период наиболее интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детские годы уже не восполнить взрослому человеку. Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувства они распространили не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными. Если в семье отношения строятся на любви, взаимопонимании, уважении, доверии, заботе друг о друге, если взрослые относятся не только к близким, но и к незнакомым людям доброжелательно, с сочувствием, то растущий маленький человек приобретёт опыт добрых, гуманных отношений. Необходимым условием при этом является посильное участие ребёнка в полезных делах. Задача воспитателя детского сада через беседу, художественную литературу, через сказку и игру – научить растущего человека понимать беду своего товарища, проявлять заботу, внимание, защитить в случае необходимости; научить относиться к другому как к самому себе, понимать, что ему может быть больно и неприятно, когда его обижают; уметь прощать нечаянно причинённую боль, извиняться, если виноват, считаться с желаниями и интересами товарищей; воспитывать умение играть вместе, делиться игрушкой. Содержание 2008 год объявлен Указом президента Чувашской Республики Н.В. Фёдоровым Годом добрых дел. К сожалению далеко не все дети ощущают материнскую или отцовскую заботу и любовь. Изменились мы и наши души, изменилась семья, её критерии ценностей. В семьях поселилась грубость, жестокость, какой-то командный, агрессивный стиль взаимоотношений с собственными детьми, появился синдром опасного обращения с детьми. Мы видим, как в наши дни девушки и женщины, забыв о своём главном – женском, материнском начале, курят и пьют водку, «выясняют отношения» в жестоких драках. Видим, как много мужчин, уходящих из семьи, уклоняющихся от роли отца. Не потому ли безотцовщина озлобляет мальчишек, превращает их в разрушителей. И. как следствие, пополняются ряды хулиганов, алкоголиков и наркоманов. Всё это – следствие не только тяжёлых социальных и экономических бед, но и следствие дефицита в обществе культуры, нравственности, духовности. А ведь основы и корни нравственности, гуманности и доброты, здоровья и т.п. формируются, прежде всего, в семье, где ребёнок начинает ощущать себя личностью. И от того, кто рядом с ним, что поразило детское воображение, что, запало в его душу и разум, зависит, каким человеком он вырастит, и какую семью в будущем создаст.Содержание Проект адресован воспитателям, родителям – всем, кто стремиться вырастить доброжелательных, счастливых детей.Содержание Воспитатель Макарова Галина Сергеевна.Содержание Закладывать основы толерантного отношения детей к взрослым и друг к другу. 1.Помочь родителям поддерживать с детьми тёплые, душевные отношения, разъяснять необходимость проявлять неподдельный интерес к проблемам детей, и необходимость их участия в детских играх. 2.Воспитывать стремление проявлять заботу друг о друге, о пожилых людях, о братьях наших меньших. Побуждать детей откликаться на чужую боль, жалеть сверстника, утешать его. Показывать пример познавательного и бережного отношения к окружающей действительности. 3.Закладывать традиции хороших коллективных взаимоотношений (быть приветливыми, внимательными, говорить вежливо и спокойно, обращаться на Вы к взрослым и по имени и отчеству). Учить соблюдать правила этикета, готовности исправлять свои ошибки, просить прощения и стараться поступать правильно. 4.Способствовать духовному развитию детей через книги, рассказы и сказки. Способствовать зарождению у них интереса к художественному слову. Воспитывать бережное отношение к книге.Содержание 7. Создание проектных мероприятий
8. Механизм реализации проекта 1.Беседы 2.Чтение художественной литературы 3.Рассказывание сказок 4.Занятия 5.Игры 6.Консультации для родителей 7.Педагогический контроль Содержание Я думаю, что в результате эксперимента, в группе будут заложены основы хороших коллективных взаимоотношений, дети будут проявлять заботу друг о друге, бережно относиться к окружающему. Очень надеюсь на то, что исчезнет агрессия со стороны отдельных детей, которая в настоящее время имеет место. Содержание 1).Подготовительный - январь - февраль 2008г. 2).Основной - февраль - ноябрь 2008г. 3).Заключительный - декабрь 2008г. Содержание Наблюдая за детьми изо дня в день, мы с радостью замечали, что постепенно дети стали усваивать определённые нормы и правила поведения. Дети очень изменились. Они живо откликаются на чужую боль, жалеют, гладя по головке, обнимая другого ребёнка. Приносят из дома не одну игрушку, а несколько (2 -3 машины и пр.), чтобы дать эти игрушки своим друзьям. Играют вместе. Случаи, когда дети отнимают игрушки у других детей, стали редкостью. Дети стараются быть вежливыми, спрашивают разрешение у сверстников: «Женя, дай мне, пожалуйста, поиграть твою машину», «Я поиграю и отдам!», «Я буду аккуратно играть, я не сломаю игрушку». Очень нравятся детям праздники, на которые мы приглашаем родителей и готовим для них угощения или подарки. Но всё же есть ещё проблемы. Так как не все дети готовы сразу отдать в другие руки свою игрушку. А другие дети, в свою очередь, не понимают, почему они не могут сразу взять то, что им очень хочется взять. Анализ результатов наблюдений подтверждает необходимость продолжения целенаправленной работы по воспитанию у детей доброжелательного отношения к другим людям. Нужно обязательно научить детей быть терпимыми по отношению к своим сверстникам, прощать нечаянно причинённую боль, считаться с желаниями других детей и взрослых. Для этого нужно организовывать как можно больше разнообразных видов деятельности. Содержание
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||